Росатом, НОВАТЭК, силовые ведомства и ДОМ.РФ:
кого продвигает руководство Совета Федерации
19 октября 2020
Сенаторы, занимающие руководящие посты верхней палаты парламента, продвигают интересы силовых структур, государственных корпораций, а иногда и целых отраслей экономики. Несмотря на то, что Совет Федерации считается «палатой регионов» и формируется из представителей от законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, сенаторы часто поддерживают инициативы, никак не связанные с потребностями регионов, которые они представляют. К такому выводу пришла исследовательская группа «Трансперенси Интернешнл — Россия» в Барнауле.
Эксперты «Трансперенси» проанализировали биографии, законотворческую деятельность и медийную активность председателя Совета Федерации, его заместителей и председателей комитетов СФ в период работы Государственной думы седьмого созыва. Мы также проследили их связи с органами власти, коммерческими и некоммерческими структурами, и нам удалось выяснить, что от законопроектов, внесенных сенаторами, зачастую выигрывают связанные с ними государственные и частные структуры.

Председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров часто выступает представителем интересов ОАО «РЖД». Законопроекты главы Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрея Клишаса расширяют полномочия силовых структур и Роскомнадзора, а законопроекты заместителя председателя Совета Федерации Андрея Турчака выгодны компании ПАО «Ростелеком». От инициатив спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко часто выигрывают компании строительной отрасли и ПАО «НОВАТЭК».
Зачем России нужно урегулировать лоббизм
В исследовании о лоббизме в Государственной Думе седьмого созыва мы отмечали, что в России практика лоббизма юридически не урегулирована, а деятельность лоббистских групп непублична и непрозрачна. В таких условиях возможность продвигать свои экономические и коммерческие интересы оказывается доступна лишь довольно узкому кругу лиц. Одни участники рынка и общественно-политического процесса имеют превосходство над другими, а интересы граждан в итоге оказываются ущемленными.
По определению Transparency International, лоббирование — это прямое или косвенное воздействие на государственных должностных лиц, политических руководителей или их представителей с целью оказания влияния на принятие управленческих решений в пользу конкретной группы.
В 2019 году Deutsche Welle оценила рынок лоббистских услуг в Евросоюзе, основываясь на открытых данных европейского реестра лоббистов Transparency Register. Оказалось, что за полтора года, с января 2017 до сентября 2018 года, в Евросоюзе на лоббистскую деятельность было потрачено более 2 млрд евро. За этот же период в США на это были потрачены 4,7 млрд евро. Примечательно, что, как и другие государства, Российская Федерация, согласно исследованию «Трансперенси Интернешнл — Россия», пользуется услугами профессиональных лоббистов как в Евросоюзе, так и в США. Напомним, в России в 2017 году кампания по принятию нужного закона при наличии у него противников оценивалась в $1 млн и выше. В конце 2017 года эксперты оценили потенциальный рынок лоббизма в России в случае его легализации в 10-20 млрд рублей в год.

Несмотря на это, российские законодатели не спешат урегулировать эту сферу. Ни один из пяти законопроектов о лоббизме, внесенныx в Государственную думу, не прошел дальше первого чтения.

Отсутствие законодательного регулирования лоббистской деятельности позволяет ее участникам оставаться в тени. Принятие закона о лоббизме сделает работу парламентариев более прозрачной и подотчетной, снизит коррупционные риски, а также откроет доступ более широкому кругу лиц к механизмам продвижения своих интересов.
Как устроен Совет Федерации
Совет Федерации — это верхняя палата Федерального Собрания Российской Федерации. До 1 июля 2020 года она состояла из 187 сенаторов, 170 из которых являлись представителями субъектов федерации, а еще 17 или не более 10% от общего числа могли назначаться президентом РФ. После принятия поправок к Конституции в июле 2020 года президентская квота была увеличена до 30 человек, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно. Согласно регламенту каждый сенатор, кроме председателя Совета Федерации, обязан стать членом одного из 10 комитетов. Первый заместитель председателя СФ и вице-спикеры также имеют право входить в составы комитетов.
Председатель Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству
Председатель Комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера
Председатель Комитета по обороне и безопасности
Председатель Комитета по бюджету и финансовым рынкам
Председатель Комитета по экономической политике
Председатель Комитета по международным делам
Председатель Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
Председатель Комитета по социальной политике
Председатель Комитета по Регламенту и организации парламентской деятельности
Председатель Комитета по науке, образованию и культуре
Cовет Федерации возглавляет председатель
В руководство верхней палаты также входят два первых заместителя председателя — Андрей Турчак и Андрей Яцкин, и ещё четыре заместителя председателя, которые могут войти в состав одного из комитетов СФ. Это Юрий Воробьев, Николай Журавлев, Галина Карелова и Ильяс Умаханов.
Валентина Матвиенко,
которая не может входить ни в один из комитетов
Андрей Яцкин
Ильяс Умаханов
Юрий Воробьев
Николай Журавлев
Галина Карелова
Андрей Турчак
В соответствии с регламентом (статья 21, п. 1) руководители комитетов и их заместители избираются на заседании комитета большинством голосов. В Совете Федерации происходит активная ротация руководства комитетов: из-за окончания сроков полномочий, в связи с назначением сенаторов в другие государственные структуры, если сенатор досрочно сложил свои полномочия члена Совета Федерации или умер.
Content Oriented Web
Make great presentations, longreads, and landing pages, as well as photo stories, blogs, lookbooks, and all other kinds of content oriented projects.
с 2012
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству
Комитет по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера
2014-2017
с 2017
Комитет по обороне и безопасности
2014-2017
с 2017
Комитет по международным делам
2001-2014
с 2014
Комитет по бюджету и финансовым рынкам
2013-2019
09.2019-11.2019
c 2020
Комитет по экономической политике
2013-2017
2017-2019
c 2019
Комитет по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
2004-2016
2016-2018
c 2018
Комитет по социальной политике
2011-2020
с 2020
Комитет по науке, образованию и культуре
2011-2019
с 2019
Комитет по Регламенту и организации парламентской деятельности
2011-2012
2012-2017
2017-2019
c 2019
Подробнее про председателей комитетов Госдумы читайте в нашем материале
Однако мы отметили, что часть должностей в руководстве верхней палаты долгое время занимают одни и те же люди. Валентина Матвиенко председательствует с 2011 года, Андрей Клишас руководит комитетом уже более восьми лет, Константин Косачев возглавляет Комитет Совета Федерации по международным делам шесть лет.
Полномочия председателей комитетов и их потенциал влияния


В регламенте Совета Федерации в отличие от регламента Государственной Думы нет статьи, определяющей полномочия председателей комитетов. В части 4 статьи 27 регламента Совета Федерации указано, что структура, порядок работы, распределение обязанностей между председателем комитета и его заместителями определяется положением комитета.

В открытом доступе на сайтах Совета Федерации и самих комитетов крайне сложно найти положения. Нам удалось обнаружить такой документ только у комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.

В нем указано, что председатель комитета уполномочен взаимодействовать с органами федеральной власти, организовывать работу комитета, распределять обязанности между его членами. Председатель предлагает количество и состав экспертных советов, порядок их работы, формирует повестку заседаний и ведет их. Помимо этого, он подписывает протоколы, решения, заключения комитета по федеральным законам, ведет парламентские слушания, «круглые столы», рабочие встречи, а также осуществляет общее руководство работой аппарата комитета. Таким образом, председатель комитета Совета Федерации имеет самые широкие полномочия.
Такие полномочия повышают «лоббистский» потенциал председателей комитетов Совета Федерации, а также делают председателей комитетов важной «мишенью» для лоббистов, которые стремятся донести до них позицию лиц, заинтересованных в том или ином законопроекте.
Комитеты Совета Федерации —
это основные звенья в работе верхней палаты парламента.
Они вправе:
создавать подкомитеты, которые возглавляют заместители председателя комитета, для рассмотрения и обсуждения законопроектов;
организовывать экспертизу законопроектов, одобренных Государственной думой, в том числе для выявления потенциально коррупциогенных положений, а также готовить заключения и отзывы на внесенные и одобренные Государственной думой законопроекты;
направлять письменные обращения в Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти по вопросам своего ведения, а также запрашивать документы, необходимые для своей деятельности, у органов власти, общественных объединений, должностных лиц;
обращаться в Общественную палату России для проведения общественной экспертизы проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов;
формировать повестку заседаний Совета Федерации, проводить парламентские слушания, «круглые столы» и другие мероприятия.
Любой законопроект должен пройти три чтения в Государственной думе. Совет Федерации может направлять отзывы о рассматриваемой инициативе, а в случае ее одобрения нижней палатой, она, как правило, поступает для утверждения в Совет Федерации. Большинство законопроектов, принятых Государственной думой в трех чтениях, поддерживаются Советом Федерации, после чего они должны быть подписаны Президентом. По данным сайта Системы обеспечения законодательной деятельности, со второго по шестой созывы Госдумы РФ Совет Федерации отклонил, в том числе отклоненные с предложением создать согласительную комиссию, лишь 67 из 6238 законопроектов, поступивших из Госдумы. Обычно это происходит в результате столкновения интересов депутатов Госдумы и сенаторов. Пример – законопроекты о хостелах (№876688-6) и о притравочных станциях (№333436-7). Эти законопроекты были повторно рассмотрены Госдумой с учетом предложений согласительной комиссии и в итоге приняты.

В Российской Федерации сенаторы входят в составы министерских коллегий, общественных и экспертных советов при министерствах, при президенте России, а также являются членами наблюдательных советов госкорпораций, госкомпаний, некоммерческих структур. В большинстве случаев именно председатели комитетов, их заместители, а также заместители председателя Совета Федерации становятся членами таких советов. Например, председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов и вице-спикер Совета Федерации Николай Журавлев входят в состав наблюдательного совета госкомпании «Автодор», а председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, которая занимается темой развития интеллектуальных прав и введения института патентных поверенных, входит в состав коллегии Роспатента. Председатель комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олег Мельниченко состоит в наблюдательном совете госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который в свою очередь аффилирован с «ДОМ.РФ». В этот же наблюдательный совет входит и его первый заместитель Аркадий Чернецкий, который также состоит в Экспертном совете Центра государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при Минстрое РФ и является членом коллегии Минстроя по подведению предварительных итогов реализации нацпроекта «Жилье и городская среда в 2019 году». Председатель Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров входит в Персональный состав Морской коллегии при Правительстве РФ.
Членство в экспертно-консультативных советах при органах власти позволяет представителям групп интересов получить доступ к законодателям и лицам, принимающим политические решения, чтобы продвинуть выгодную им законодательную инициативу.
Чьи интересы продвигают руководители Совета Федерации



Обладая властными полномочиями, члены Совета Федерации становятся объектами внимания лоббистов, представляющих различные группы интересов.
Группа интересов
Группа интересов — группа людей, связанных общностью интересов и оказывающих организованное воздействие на власть, в том числе религиозные организации, корпорации, а также политические группы, реализующие свои корпоративные (не связанные с завоеванием политической власти) интересы. В широком понимании состав групп интересов может расширяться на бюрократию, формируемую внутри органов государственной власти для отстаивания своих «корпоративных» интересов, таких как расширение полномочий, материально-технической базы, увеличение льгот для сотрудников и пр.
(Источник: Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель П. А. Толстых) // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, Москва, 2009-2011.)
В ходе исследования мы выяснили, что ряд сенаторов, занимающих руководящие должности, отстаивают интересы связанных с ними групп. Мы приводим 10 самых ярких примеров. В публикацию попала часть инициатив и связей сенаторов. Всю собранную нами информацию о каждом сенаторе можно будет прочитать в исследовании лоббизма в Совете Федерации, которое мы вскоре планируем опубликовать.
Андрей Клишас
председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, член Экспертного совета МВД России по вопросам нормотворческой работы, член коллегии Министерства юстиции РФ (по согласованию). Представитель от исполнительного органа государственной власти Красноярского края.

Группа интересов силовых структур (ФСБ) и Роскомнадзора.
ПРЕДСЕДАТЕЛИ КОМИТЕТОВ: СЕНАТОР
Андрей Клишас
председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, член Экспертного совета МВД России по вопросам нормотворческой работы, член коллегии Министерства юстиции РФ (по согласованию). Представитель от исполнительного органа государственной власти Красноярского края.

Группа интересов силовых структур (ФСБ) и Роскомнадзора.
ПРЕДСЕДАТЕЛИ КОМИТЕТОВ: СЕНАТОР
Олег Мельниченко
председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, член коллегии Федерального агентства по делам национальностей (по согласованию), член нескольких советов при Президенте РФ: по межнациональным отношениям (по согласованию), по развитию местного самоуправления (по согласованию) и по стратегическому развитию и национальным проектам (по согласованию), член наблюдательного совета госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Пензенской области.

Группа интересов «ДОМ.РФ» и строительной отрасли.
ПРЕДСЕДАТЕЛИ КОМИТЕТОВ: СЕНАТОР
Виктор Бондарев
председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, член коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, полномочный представитель Совета Федерации в Следственном комитете РФ. Представитель от исполнительного органа государственной власти Кировской области.

Группа интересов Министерства обороны РФ.
ПРЕДСЕДАТЕЛИ КОМИТЕТОВ: СЕНАТОР
Анатолий Артамонов
председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам. Представитель от исполнительного органа государственной власти Калужской области.

Группа интересов ГК «Росатом».
ПРЕДСЕДАТЕЛИ КОМИТЕТОВ: СЕНАТОР
Алексей Майоров
председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, входит в Персональный состав Морской коллегии при Правительстве РФ, член коллегии Министерства сельского хозяйства (по согласованию), член коллегии Министерства природных ресурсов и экологии РФ (по согласованию). Представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Калмыкия.

Группа интересов ОАО «РЖД».
ПРЕДСЕДАТЕЛИ КОМИТЕТОВ: СЕНАТОР
Лилия Гумерова
председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, входит (по согласованию) в состав коллегии Минкультуры и коллегии Роспатента, является членом Совета Евразийского женского форума при Совете Федерации. Представитель от исполнительного органа государственной власти Республики Башкортостан.

Группа интересов профессиональных сообществ (патентные поверенные).
ПРЕДСЕДАТЕЛИ КОМИТЕТОВ: СЕНАТОР
Валентина Матвиенко
председатель Совета Федерации, член Совета по стратегическому развитию и национальным проектам при Президенте РФ и председатель Совета по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей при Президенте РФ. Представитель от исполнительного органа государственной власти города Санкт-Петербурга.

Группа интересов ПАО «Новатэк».
РУКОВОДСТВО СОВФЕДА: СЕНАТОР
Николай Журавлев
заместитель председателя Совета Федерации, член экспертного и общественного совета госкорпорации «Агентство по страхованию вкладов», член наблюдательного совета государственной компании «Автодор», член Национального финансового совета Центрального банка России. Представитель от исполнительного органа государственной власти Костромской области.

Группа интересов Банка России.
РУКОВОДСТВО СОВФЕДА: СЕНАТОР
Андрей Турчак
первый заместитель председателя Совета Федерации, член коллегии Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (по согласованию), член коллегии Министерства Юстиции РФ (по согласованию), член комиссии по вопросам государственной службы и резерва управленческих кадров при Президенте РФ (по согласованию), член Совета по развитию местного самоуправления при Президенте РФ (по согласованию). Представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Псковской области.

Группа интересов ПАО «Ростелеком» и операторов сотовой связи (подгруппа отрасли «транспорт и связь»).
РУКОВОДСТВО СОВФЕДА: СЕНАТОР
Галина Карелова
заместитель председателя Совета Федерации, член Комитета СФ по социальной политике. Действительный член Академии информационных процессов и технологий, член Комиссии по делам ветеранов при Президенте РФ (по согласованию). Возглавляет пять из 15 Советов при верхней палате парламента: председатель Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса при СФ, председатель Совета по развитию социальных инноваций субъектов Российской Федерации при СФ, председатель Совета по региональному здравоохранению при СФ, председатель Совета по делам инвалидов при СФ, председатель Совета евразийского женского форума при СФ. Представитель от исполнительного органа государственной власти Воронежской области.

Группа интересов строительной отрасли.
РУКОВОДСТВО СОВФЕДА: СЕНАТОР
Галина Карелова
заместитель председателя Совета Федерации, член Комитета СФ по социальной политике. Действительный член Академии информационных процессов и технологий, член Комиссии по делам ветеранов при Президенте РФ (по согласованию). Возглавляет пять из 15 Советов при верхней палате парламента: председатель Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса при СФ, председатель Совета по развитию социальных инноваций субъектов Российской Федерации при СФ, председатель Совета по региональному здравоохранению при СФ, председатель Совета по делам инвалидов при СФ, председатель Совета евразийского женского форума при СФ. Представитель от исполнительного органа государственной власти Воронежской области.

Группа интересов строительной отрасли.
РУКОВОДСТВО СОВФЕДА: СЕНАТОР
Большая часть инициатив сенатора регулирует и расширяет полномочия силовиков и Роскомнадзора. Так, Андрей Клишас внес законопроект о наделении силовых ведомств, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, правом запрашивать у сотовых операторов данные о местонахождении человека без решения суда, если получены сведения о без вести пропавших лицах и об обнаружении неопознанных трупов (№546865-7). Согласно 13 ст. закона «Об оперативно-розыскной деятельности» дополнительное право получают МВД, ФСБ, ФСИН, ФСО, СВР и таможенная служба, а также оперативное подразделение органа внешней разведки (ГРУ) Министерства обороны (частично).

Сенатор был одним из авторов законопроекта об обеспечении безопасного и устойчивого функционирования сети «Интернет» на территории Российской Федерации №608767-7 (законопроект об «автономном» или «суверенном» интернете). Законодатели предложили создать национальную систему маршрутизации интернет-трафика, с помощью которой можно минимизировать передачу за рубеж данных, которыми обмениваются между собой российские пользователи в интернете. Законопроект определяет трансграничные линии связи и точки обмена трафиком, а их владельцы — операторы связи — обязаны при возникновении угрозы обеспечить возможность централизованного управления трафиком. Также операторы связи должны устанавливать в сетях связи технические средства, определяющие источник передаваемого трафика. Закон вводит необходимость проведения регулярных учений органов власти, операторов связи и владельцев технологических сетей по выявлению угроз и отработке мер по восстановлению работоспособности российского сегмента сети. Документ обязывает согласовывать с ФСБ требования к обеспечению функционирования точек обмена трафиком, устанавливать совместно с ФСБ и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи. СМИ окрестили инициативу «законом о суверенном интернете»; его появление объясняется защитными мерами, которые должны обеспечить долгосрочную и устойчивую работу интернета в России в случае возникновения внешних угроз. По мнению руководителя «РосКомСвободы» Артема Козлюка, законопроект «создает глобальный российский цензурный файервол». Ещё в 2014 году Минкомсвязь (ныне Минцифры), ФСБ и Минобороны России провели учения по защите российского сегмента интернета при отключении его от глобальной сети. А в 2018 году ФСБ объявила о создании Национального координационного центра по компьютерным инцидентам (НКЦКИ), который должен «координировать защиту от кибератак информационных систем и сетей госорганов, корпоративных систем управления технологическими процессами компаний, относящихся к критической информационной инфраструктуре (КИИ)».

Кроме того, законопроект, который Андрей Клишас вместе с бывшим сенатором Людмилой Боковой и депутатом Госдумы Андреем Луговым внес в Госдуму, расширяет полномочия Роскомнадзора в определении правил маршрутизации интернет-трафика российских операторов и контроле за их соблюдением. Предполагается, что при Роскомнадзоре будет создан специальный центр мониторинга, который должен управлять сетями в критических ситуациях, пояснила Людмила Бокова. Эксперты этого центра также будут обладать информацией обо всей российской инфраструктуре связи. Сенатор вносит и другие законопроекты, расширяющие полномочия Роскомнадзора. Например, в законопроектах о «фейковых новостях» (№606593-7, №606595-7), об идентификации и блокировке пользователей электронной почты (№760029-7, №808655-7) предлагается уполномочить Роскомнадзор принимать решения о блокировке сервисов или пользователей, нарушающих законодательство. А в законопроекте о персональных данных предлагается дать Роскомнадзору право возбуждать дела об административном правонарушении за несоблюдение порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (№416052-6).
Мельниченко стал инициатором двух законопроектов, которые расширяют полномочия «Фонда защиты прав граждан — участников долевого строительства» (далее — Фонд). Законопроект №681488-7 предполагает передачу банковской страховой премии за ненадлежащее исполнение застройщиками договоров долевого строительства в пользу Фонда: фактически Фонд становится агрегатором страховых средств для финансирования недостроенных строительных объектов или денежных компенсаций обманутым дольщикам. Этот законопроект предоставляет гражданам право получать компенсации, если страховая компания отказалась возместить ущерб от недобросовестного строительства. Практика отказа страховщиков возмещать убытки была основана на норме Гражданского кодекса РФ, согласно которой при наличии преступного умысла (в данном случае — у девелопера) страховая компания имеет право отказать в возмещении. Центральный Банк оценил обязательства страховщиков перед Фондом в 8,1 млрд рублей. Однако в конце лета 2019 года стало известно, что страховщики застройщиков передали в Фонд всего 1,8 млрд рублей, еще на 1,8 млрд рублей — попросили рассрочки. По остальным средствам, недополученным Фондом, Госдума инициировала проверку страховщиков. Другой законопроект №681472-7 предусматривает возможность создания субъектом РФ унитарной некоммерческой организации в форме Фонда (де-факто — региональный «филиал» федерального Фонда), который будет финансироваться либо за счет бюджетных средств, либо за счет средств иных публично-правовых образований. Например, в июне 2020 года Московский фонд долевого строительства получил 3 млрд рублей из бюджета Москвы для завершения строительства семи жилых комплексов в столице. Ещё в феврале 2020 года вице-премьер Марат Хуснуллин призвал создать региональные Фонды долевого строительства во всех субъектах РФ, где существует проблема обманутых дольщиков. В целом данные законопроекты должны дополнить регулирование сферы долевого строительства. При этом Мельниченко в июне 2018 года так прокомментировал слова Путина об упразднении долевого строительства: «Строительная отрасль готова к этому. Сроки реальны», — добавив, что парламент подготовит для этого законодательную базу. Фонд связан с непубличным акционерным обществом «ДОМ.РФ» через совпадающих лиц в правлении указанных структур. Генеральный директор «ДОМ.РФ» Виталий Мутко является заместителем председателя наблюдательного совета Фонда; председатель набсовета «ДОМ.РФ» и по совместительству вице-премьер правительства РФ Марат Хуснуллин одновременно возглавляет наблюдательный совет Фонда; Алексей Моисеев — замминистра финансов РФ, одновременно входит в наблюдательный совет двух организаций. Генерального директора Фонда Константина Тимофеева связывают с главой наблюдательного совета «ДОМ.РФ» Маратом Хуснуллиным. С 2011 по 2018 годы Тимофеев в структуре правительства Москвы был председателем Москомстройинвеста, который курировал Марат Хуснуллин в должности вице-мэра по строительству. РБК отмечает, что хотя Фонд подконтролен Правительству РФ напрямую, он находится в управленческом периметре «ДОМ.РФ». При этом юридическим предшественником «Фонда защиты прав граждан — участников долевого строительства» был другой Фонд с аналогичным названием (ликвидирован в 2017 году), учредителем которого, по данным ЕГРЮЛ, являлось АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования», которое в 2018 году было переименовано в АО «ДОМ.РФ». Добавим, что оформление сайта Фонда и «ДОМ.РФ» выполнено в едином стиле с использованием логотипа и корпоративного стиля «ДОМ.РФ». В свою очередь «ДОМ.РФ» ведет реестр проблемных строительных объектов, который пополняется за счет обанкротившихся застройщиков, которые задержали сроки строительства или передачи квартир дольщикам более чем на шесть месяцев. Фонд учрежден Правительством РФ, а «ДОМ.РФ» — Росимуществом. В апреле 2020 года Минстрой получил из резервного фонда 30 млрд рублей для докапитализации Фонда. «ДОМ.РФ» также планирует получить 50 млрд рублей государственных гарантий от министерства финансов РФ для выкупа у застройщиков нереализованных квартир, чтобы поддержать строительную отрасль в условиях кризиса. Напомним, что Мельниченко является членом наблюдательного совета Фонда.


В апреле 2020 года рабочая группа при Комитете Совета Федерации по федеративному устройству под руководством сенатора разработала и направила в правительство законопроект о правовом статусе «апартаментов» и зданий с «апартаментами» как новых видов недвижимости; в случае принятия законопроект позволит гражданам регистрироваться по месту постоянного проживания в таких помещениях. По мнению главы комитета Госдумы по ЖКХ Галины Хованской, идея сменить статус апартаментов на жилой и разрешить там прописку узаконит мошенничество и коррупцию: «застройщики обходят всю процедуру согласования, все требования законодательства в отношении жителей и жилых помещений. На этом деле они экономят деньги. (...) Это нежилые объекты. И на них не распространяются все те преимущества по коммунальным тарифам, за коммунальные услуги, которые есть у жителей. Потому что к ним предъявляют естественно повышенные тарифы за предоставленные коммунальные услуги. У них другой налог...». Таким образом, инициатива позволит снизить расходы на коммунальные услуги, а значит сделает владение апартаментами более привлекательным. Член коллегии адвокатов «Домбровицкий и партнеры», юрист правозащитного проекта «Штаб защиты Москвичей», специалист в сфере жилищного, земельного, природозащитного (экологического) и градостроительного права Станислав Станкевич назвал разработанный законопроект антисанитарным и антисоциальным, кроме того, апартаменты не обеспечены поликлиниками и школами и в целом большинство из них построены незаконно. При этом законопроект о статусе апартаментов уже разрабатывался в парламенте депутатом Сидякиным (№488847-7), а также Министерством строительства, однако тогда так и не был принят. Кроме того, Мельниченко входит в наблюдательный совет «Фонда защиты прав граждан — участников долевого строительства», председателем которого является Марат Хуснуллин. Параллельно Хуснуллин возглавляет наблюдательный совет «ДОМ.РФ» и занимает должность вице-премьера в правительстве РФ, где курирует строительную отрасль. До назначения вице-премьером российского правительства Хуснуллин занимал пост заместителя мэра Москвы Сергея Собянина и также занимался вопросами строительства, в том числе московской реновацией. Хуснуллин взаимодействовал с «ДОМ.РФ» по вопросу выкупа земли у компании под застройку домов по программе реновации. В январе 2020 года после назначения в правительство РФ он объявил о необходимости всероссийской программы реновации жилья.


Виктор Бондарев находился на военной службе более 40 лет. От летчика-инструктора дослужился до Главнокомандующего воздушно-космическими силами Российской Федерации. Практически во всех законопроектах, которые внес сенатор, выгодоприобретателями выступает Минобороны РФ. Например, он — соавтор законопроекта о возмещении транспортных расходов гражданам, уволенным с военной службы, а также бронирование мест в гостиницах при направлении военнослужащих в служебные командировки за счет федеральных органов власти (№565359-7). Кроме этого, Бондарев внес законопроекты: о введении персональной электронной карты для граждан, подлежащих воинскому учету (№421922-7) и об установлении административной ответственности за умышленную порчу, уничтожение либо небрежное хранение, повлекшее утрату документов воинского учета (№421954-7). Наиболее важной инициативой сенатора стал законопроект, расширяющий полномочия медицинских подразделений минобороны России (№583244-7). Документ дает право медицинским подразделениям ВС РФ работать без лицензии. Кроме этого, сенатор выступает за увеличение бюджетного финансирования в 2019-2021 годах сотрудников Росгвардии. Отметим, что на заседании Совета по законодательному обеспечению ОПК и военно-технического сотрудничества при Совете Федерации Бондарев предложил усовершенствовать нормативно-правовую базу, обеспечивающую функционирование отечественного ОПК и развитие его конструкторского потенциала.
Анатолий Артамонов работает в Совете Федерации с февраля 2020 года. На конец работы восьмой сессии Госдумы седьмого созыва он стал соавтором двух законопроектов: о расширении механизмов осуществления заимствований для муниципальных образований (№986957-7) и о введении права гражданам самостоятельно регистрировать свои биометрические персональные данные в Единой биометрической системе с помощью программного оборудования для личных технических устройств (мобильные телефоны, смартфоны, планшеты, персональные компьютер) (№946734-7). Ввиду недостаточности данных о законотворческой деятельности сенатора оценка представительства сенатором какой-либо группы интересов основывалась на его представительской деятельности.

Будучи губернатором Калужской области, Артамонов взаимодействовал с госкорпорацией «Росатом». В 2016 году он и глава компании Алексей Лихачев подписали соглашение о сотрудничестве. При этом Лихачев заявил: «Мы сделаем все, чтобы вклад «Росатома» в социально-экономическое развитие Калужской области стал более весомым». Он также отметил, что регион является наиболее инвестиционно привлекательным для развития отраслевой науки. В июне 2020 года, уже будучи сенатором, Артамонов принял участие в совещании по вопросам развития в Калужской области инновационного научно-технического центра «Парк атомных и медицинских технологий», который будет создан на базе Обнинского института атомной энергетики (филиал ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»). Сенатор отдельно отметил важность сотрудничества региона в реализации ряда проектов с госкорпорацией «Росатом» и подчеркнул, что резидентам парка будут «предоставлены налоговые льготы, возмещение уплаты таможенной пошлины на ввоз, им не потребуется разрешений на привлечение и использование иностранных работников, также будут упрощены процедуры регулирования градостроительной деятельности на территории ИНТЦ». Глава «Росатома» Алексей Лихачев, а также его первый заместитель, курирующий блок по развитию и международному бизнесу, Кирилл Комаров и специальный представитель по международным и научно-техническим проектам «Росатома» Вячеслав Першуков входят в наблюдательный совет НИЯУ МИФИ.

Отметим, что в феврале 2020 года Анатолий Артамонов принял участие в качестве наставника конкурса «Лидеры России. Политика», который проходит при непосредственном участии первого заместителя руководителя администрации президента и председателя наблюдательного совета госкорпорации «Росатом» Сергея Кириенко. В сентябре 2020 года Кириенко вручил сенатору государственную награду Орден Дружбы.
Алексей Майоров дважды внес законопроект, предполагающий снятие ответственности с владельцев железнодорожных переездов по установке автоматических средств для фиксации нарушений правил дорожного движения и установления такой ответственности для владельцев автомобильных дорог (№14866-7 в октябре 2016 года и №183830-7 в мае 2017 года). Через три дня после отклонения второго законопроекта в марте 2019 года с такой же инициативой выступили представители СРО Ассоциация «Промжелдортранс», объединяющей организации межотраслевого промышленного железнодорожного транспорта всех регионов России, осуществляющих деятельность на железнодорожных подъездных путях, непосредственно примыкающих к железнодорожным путям общего пользования. Президент СРО Ассоциация «Промжелдортранс» Александр Кукушкин входит в Президиум Союза транспортников России. Успешная реализация этой инициативы Майорова может быть выгодна «РЖД», поскольку часть железнодорожных переездов оснащается такими техническими средствами за счет средств «РЖД».


Сенатор также выступил соавтором законопроекта о включении в перечень объектов концессионного соглашения транспортно-пересадочные узлы (№56729-7). В пояснительной записке к законопроекту авторы ссылаются на необходимость привлечения в развитие транспортной инфраструктуры дополнительных финансовых ресурсов из негосударственных источников — средств российских и иностранных инвесторов. В строительстве транспортно-пересадочных узлов заинтересованы в «РЖД». Например, на строительство сорока двух капитальных транспортно-пересадочных узлов в Москве до 2020 года компания намеревалась привлечь 300 млрд рублей инвестиций.


В 2012 году в Совете Федерации под руководством Валентины Матвиенко был создан Совет по вопросам интеллектуальной собственности. На его заседаниях активно обсуждалась тема регулирования сферы интеллектуальных прав. Лилия Гумерова входит в Совет в статусе заместителя председателя и долгое время участвовала в процесс разработке регулирования интеллектуальной собственности. В 2017 году она обратила внимание на необходимость совершенствования законодательства о патентных поверенных. Гумерова неоднократно проводила рабочие совещания по разработке юридической базы, регулирующей эту отрасль, знакомилась с международным опытом в этой области. В марте 2020 года она попросила премьер-министра Михаила Мишустина дать поручение правительству о принятии Стратегии развития интеллектуальной собственности в РФ. В том же 2020 году совместно с сенаторами Умахановым и Василенко внесла законопроект о правовом статусе патентных поверенных (№910300-7). «Инициатива предполагает расширение статуса патентного поверенного, определение его прав, обязанностей и ответственности. В частности, документ предусматривает возможность учреждать кабинет патентного поверенного, вводит институт тайны патентного поверенного, приравнивает его статус в судебном процессе к статусу адвоката, предусматривает обязанность органов власти и иных организаций предоставлять ответ на запрос патентного поверенного в месячный срок. Также предлагается наделить патентных поверенных правом доступа к информационным ресурсам Роспатента, содержащим сведения о регистрации объектов интеллектуальной собственности». Гумерова подчеркивает, что «документ будет способствовать повышению престижа профессии патентного поверенного, улучшению качества услуг в этой сфере, а также росту патентной активности». По словам сенатора, слабо развитый институт патентных поверенных не позволяет быстро рассматривать заявки, регистрировать и коммерциализировать их.
В апреле 2019 года Валентина Матвиенко провела совещание в Ямало-Ненецком автономном округе (порт Сабетта), где обсуждались вопросы развития производства сжиженного природного газа (СПГ) в рамках законодательного регулирования арктических проектов. На совещании Матвиенко отметила позитивный вклад в развитие отрасли компании «НОВАТЭК» (председатель правления — Леонид Михельсон; член совета директоров — Геннадий Тимченко). Сенатор подчеркнула необходимость принятия базового закона о развитии Арктики (поручение о законодательном закреплении налоговых льгот для инвесторов арктических проектов 9 апреля 2019 года дал президент Владимир Путин). Тогда же Матвиенко заявила, что необходимо создать систему преференций для инвестиционных проектов в регионе. Для разработки законопроекта председатель СФ попросила включиться в работу всем комитетам Совета Федерации и провести отдельные парламентские слушания по вопросу развития арктической зоны. В результате новый закон (разработан Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики) был подписан Владимиром Путиным 18 марта 2020 года менее чем через год после совещания в порту Сабетта. Отметим, что «НОВАТЭК» является одним из главных бенефициаров развития арктических проектов в России. Компании принадлежит крупнейший в России проект по производству сжиженного природного газа (СПГ) — Ямал-СПГ: долей в 50,1% владеет «НОВАТЭК», 20% — французский концерн «Total», 20% — китайская нефтегазовая корпорация CNPC и ещё 9,9% — Фонд Шелкового пути. После принятия закона (который поддержала Валентина Матвиенко), под новые налоговые льготы (например, пониженную до 1% ставку НДПИ для газовых месторождений) подпадают сразу три проекта «НОВАТЭКа»: Арктик СПГ-2, Арктик СПГ-1, Обский СПГ. Ранее в 2017 году Матвиенко вместе с Михельсоном участвовала в торжественном имянаречении танкера-газовоза «Кристоф де Маржери» — флагмана газовозного флота «НОВАТЭКа» проекта «Ямал-СПГ». Танкер был назван в честь погибшего президента французской компании «Total», которой принадлежит 20% в проекте «Ямал-СПГ».

На церемонии также выступил Президент Владимир Путин.

Напомним, что Валентина Матвиенко будучи губернатором Санкт-Петербурга уже взаимодействовала с «НОВАТЭКом» по другим вопросам. Так, в 2009 году она представила в Совете Федерации инвестиционный проект «Новый берег», целью которого было расширение территории города за счет намыва под застройку 377 гектаров земли в Финском заливе. По данным «Новой газеты», одним из инвесторов должна была стать компания ООО «Северо-Запад Инвест», аффилированная с «НОВАТЭКом»: по данным ЕГРЮЛ от 2011 года есть запись, где соучредителем компании значится ООО «Левит», 78,3% которой пренадлежат Леониду Михельсону — председателю правления «НОВАТЭКа». Тем не менее, в 2016 году «НОВАТЭК» окончательно вышел из проекта «Новый берег» в Санкт-Петербурге. Надо отметить, что у сына Валентины Матвиенко — Сергея Матвиенко были совместные бизнес-проекты с руководством «НОВАТЭКа». В 2005 году Леонид Михельсон (доля 75%) и Сергей Матвиенко (доля 18%) учредили компанию «Бренд», которая должна была стать инвестором проекта разработки Ворга-Миссюрского месторождения в Ненецком автономном округе совместно с нефтегазовой компанией «Горный» (ООО «Бренд» получило долю в компании в 27,5%), учрежденной Санкт-Петербургским горным институтом (ректор — Владимир Литвиненко). Проект не был реализован, Матвиенко вышел из состава собственников компании в 2010 году, а через год «Бренд» был ликвидирован Леонидом Михельсоном.


Учитывая поддержку Валентиной Матвиенко одного из ключевых законопроектов по введению инвестиционных преференций для арктических проектов, заинтересованность «НОВАТЭКа» в получении новых льгот для ведения проектов по производству СПГ, взаимодействие «НОВАТЭКа» и Валентины Матвиенко во время ее пребывания на посту губернатора Санкт-Петербурга, а также наличия в прошлом совместного бизнес-проекта у Леонида Михельсона и Сергея Матвиенко, мы относим спикера Совета Федерации к группе интересов компании «НОВАТЭК».


Журавлев продвигает инициативы в интересах Центрального банка (ЦБ) России. Сенатор являлся одним из авторов законопроекта, в котором предлагалось передать ЦБ РФ полномочия в сфере надзора и регулирования аудиторской деятельности (№273179-7). Журавлев был соавтором законопроекта о наделении ЦБ дополнительными полномочиями о согласовании перечня компаний, которые из-за наложенных на них санкций могут не репатриировать в Россию валютную выручку (№632702-7). На момент рассмотрения инициативы такими полномочиями обладало только Министерство финансов. Сенатор выступил соавтором законопроекта о введении понятия «иностранная платежная система», уточняющего требования к функционированию такой системы в России (№603170-7). Контроль за соблюдением этих требований предложено возложить на ЦБ. С 2013 года Николай Журавлев — член Национального финансового совета. Кроме того, с Банком России сенатор аффилирован и через семейные связи. Оксана Владимировна Журавлева (в девичестве Аленина) — бывшая супруга сенатора (свою нынешнюю жену он называет Еленой). Г-жа Журавлева (Аленина) входила в совет директоров «Совкомбанка» в тоже самое время, когда Николай Журавлев занимал пост председателя правления банка. Предполагаемый отец Оксаны Журавлевой, Владимир Викторович Аленин, возглавлял костромское отделение ЦБ, а предполагаемый брат — Дмитрий Владимирович Аленин работает в Главном управлении ЦБ по Костромской области. Напомним, что Николай Журавлев до избрания в Совет Федерации был депутатом Костромской областной думы. В связи с наличием многочисленных связей сенатора с Центральным банком и его законотворческой деятельностью, Журавлев отнесен к группе федеральных интересов (Банк России).
Андрей Турчак выступил в качестве соавтора законопроектов, регулирующих телекоммуникационную отрасль (№943910-7, №891465-7). Его инициативы дают возможность заключать договоры об оказании услуг связи дистанционно онлайн с использованием единой биометрической системы (ЕБС). Оператором системы является «Ростелеком». Издание «Ведомости» писало, что инициатором создания ЕБС (которая заработала в 2018 году) является Центральный Банк (ЦБ) России. Кроме того, в 2019 году «Ростелеком» совместно с ЦБ начали региональную информационную кампанию о принципах работы удаленной идентификации. Осенью 2019 года Андрей Турчак и президент «Ростелекома» Михаил Осеевский подписали соглашение о сотрудничестве по внедрению в регионах России цифровых технологий. Андрей Турчак входит в состав коллегии Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, а также возглавляет Совет по развитию цифровой экономики при Совете Федерации, в состав которого также входит Борис Глазков — вице-президент по стратегическим инициативам «Ростелекома». Операторы сотовой связи также поддержали предложения о дополнительных способах продажи услуг.
Галина Карелова в верхней палате парламента представляет интересы строительного бизнеса. С группой сенаторов она внесла законопроект об отмене плановых проверок в отношении жилищно-строительных кооперативов (№993698-7). Целью законопроекта было согласование норм Закона об участии в долевом строительстве (№ 214-ФЗ) и Жилищного кодекса. Инициатива предполагает уравнивание в части плановых проверок правового регулирования деятельности застройщиков, действующих на основе договоров долевого участия, и жилищно-строительных кооперативов. Это позволит снизить нагрузку, связанную с плановыми проверками, для кооперативов. Галина Карелова связана со строительной отраслью через своего сына Евгения Карелова, который в 2017 году входил в состав межведомственной группы по обеспечению жильем работников организации оборонно-промышленного комплекса как директор подразделения «Жилищно-строительной кооперации» в АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования» (переименованное в 2018 году в «ДОМ.РФ»), в 2019 году был заместителем генерального директора «Фонда защиты прав граждан — участников долевого строительства» и возглавлял дочернюю компанию, государственного застройщика «Специальные проекты Фонда защиты прав граждан — участников долевого строительства». Учитывая законотворческую деятельность Кареловой и ее связи, мы относим сенатора к группе интересов строительства и девелопмента.
Экспертные советы при Комитетах Совета Федерации



При комитетах Совета Федерации могут работать экспертно-консультативные советы. В открытом доступе есть информация о шести экспертных советах при комитетах Совета Федерации: по конституционному законодательству и государственному строительству, по обороне и безопасности, по международным делам, по бюджету и финансовым рынкам, по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, по социальной политике. Информация о советах, работающих при других комитетах, не опубликована. Некоторые экспертно-консультативные советы разделены на секции. Например, в совете при Комитете по конституционному законодательству и государственному строительству существует семь секций, а в совете при Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию — двенадцать. Мы отметили, что в отличие от экспертных советов в Государственной думе, списки членов большинства советов публикуются на сайте Совета Федерации. Однако информация об их работе не полная и не систематизирована. В регламенте работы Совета Федерации не определены критерии формирования экспертных советов, сроки их работы и полномочия членов. Например, экспертный совет при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности публикует только свое положение. Информация о членах совета, их имена и актуальные должности, а также протоколы заседаний отсутствуют. На странице экспертно-консультативного совета при Комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам также есть положение и протокол единственного заседания этого совета от 9 октября 2014 года. При этом там предусмотрена вкладка о составе совета, но она пустует.
Работа комитетов Совета Федерации недостаточно прозрачна. Отсутствие системной информации о деятельности экспертных советов при комитетах, порядке формирования самих советов и полномочий экспертов не позволяет в полной мере оценить влияние третьих лиц на законотворческий процесс в комитетах Совета Федерации и может указывать на наличие теневого лоббизма.
Выводы


1
Сенаторы, занимающие руководящие посты в Совете Федерации и связанные с конкретными финансово-промышленными группами и группами интересов, могут выступать не только в общественных интересах, но и в интересах отраслевых союзов и конкретных финансово-промышленных групп. Как правило, это люди с богатым политическим опытом и обширными связями.
2
Председатели комитетов, вице-спикеры Совета Федерации входят в различные наблюдательные и экспертные советы при органах федеральной исполнительной власти, в составы министерских коллегий и в наблюдательные советы госкорпораций, тем самым получая возможность неформально общаться с представителями органов исполнительной власти, крупным бизнесом, ассоциациями и другими представителями групп интересов. Такие встречи могут способствовать развитию закрытого, непубличного диалога, продвижению частных интересов различных групп, повышая коррупционные риски.
3
Работа комитетов Совета Федерации как ключевых звеньев законодательного процесса в верхней палате парламента недостаточно прозрачна, что способствует возникновению теневого лоббизма при работе над законопроектами. В регламенте работы Совета Федерации отсутствует четкое определение полномочий руководителей комитетов.
4
Отсутствие прозрачности в работе экспертных советов при комитетах Совета Федерации, недостаток системной информации об их деятельности, порядке формирования и полномочиях, а также именах и местах работы самих экспертов не позволяют оценить влияние третьих лиц на законотворческий процесс в комитетах Совета Федерации, что может указывать на наличие возможностей для теневого лоббизма и повышать коррупционные риски в работе комитетов Совета Федерации.
Мы рекомендуем


Разработать нормативную базу для регулирования лоббистской деятельности. Это позволит отслеживать количество встреч лоббистов с представителями власти, тематику их разговоров, заказчиков инициатив и сделает деятельность парламентариев обеих палат более прозрачной и подотчетной как для гражданского общества, так и для органов власти и бизнеса. Наличие регулирования снизит коррупционные риски законотворческого процесса, сделает процесс принятия политических решений более открытым и понятным, повысит доверие к парламенту.

Закрепить нормативно публичный порядок и критерии избрания экспертов в экспертные советы при комитетах Совета Федерации. Изучить возможность публикации данных о составе экспертных советов, об официальных местах работы членов совета, видеозаписи и протоколы заседаний, отзывы экспертных советов на разрабатываемые законопроекты, а также публиковать информацию об отсутствии экспертно-консультативного совета при комитете.

Закрепить полномочия председателей комитетов Совета Федерации в регламенте палаты.
Авторы: Юлиан Баландин, Елена Басманова, Ольга Березовская, Владлена Пушкарева, Светлана Тельнова.
При участии Юлии Алыковой, Анастасии Лапуновой и Елизаветы Цыбулиной. Иллюстрации: korvictoria.
107031, Москва, Рождественский бульвар, дом 10/7, стр. 1, пом. I
+ 7 (495) 915-00-19
Политика конфиденциальности
Автономная некоммерческая организация «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р» внесена Министерством юстиции РФ в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента».
Наша цель — мир, свободный от коррупции. Мы добьемся этого вместе.