Каждый пятый депутат Госдумы лоббирует интересы силовых структур


Елена Басманова, Ольга Березовская, Светлана Тельнова
28 августа 2018 года


Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть

Подпишитесь на
нас в соцсетях

Каждый пятый действующий депутат Госдумы принадлежит к «силовому лобби», а расходы на силовые статьи бюджета страны резко растут с 2012 года. К такому выводу пришла проектная группа «Трансперенси Интернешнл – Россия» под руководством Светланы Тельновой, проанализировав биографии, законотворческую и медийную активность парламентариев, сведения о тех, кто поддерживал их на выборах, их связи с коммерческими и некоммерческими организациями, а также с органами власти.


Что такое лоббирование

По определению Transparency International, лоббированием называется прямое или косвенное воздействие на государственных должностных лиц, политических руководителей или их представителей с целью оказания влияния на принятие управленческих решений в пользу конкретной группы. Практики лоббирования разнообразны – от официальных письменных обращений, участия в консультациях и рабочих совещаниях, организации публичных кампаний до неформальных встреч лоббистов с представителями власти и различных форм финансирования. Результат лоббирования может проявляется в законодательном расширении полномочий, совершенствовании технического оснащения, перераспределении бюджетных ассигнований в пользу конкретных ведомств, увеличении льгот и субсидий для их сотрудников, членов их семей и т.д. В России лоббирование не регулируется законодательно, а понятия «лоббизм», «лоббист» и «лоббистская деятельность» законодательно не закреплены, хотя пункт о нормативно-правовом регулировании лоббизма присутствовал в Национальных планах противодействия коррупции с 2008 по 2015 годы (в 2016-2017 годах этот пункт из плана исчез и в 2018 году не вернулся). В 2018 году о правовом регулировании лоббизма в России заговорил, среди прочих, заместитель председателя думского Комитета по безопасности Анатолий Выборный.

Регулирование лоббирования считается в мире важным элементом системы противодействия коррупции. В 2017 году Россия прошла четвертый раунд оценки экспертов Группы стран по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) по теме «Предупреждение коррупции среди парламентариев, судей и прокуроров» и получила 22 рекомендации по дальнейшему совершенствованию антикоррупционной работы. Восемь рекомендаций ГРЕКО касаются членов российского парламента: организация подчеркивает необходимость урегулировать взаимодействия парламентариев с лоббистами, в том числе, со стороны исполнительной власти и путем обсуждений законопроектов с группой экспертов.

Что такое силовое лобби

Силовыми называются федеральные органы власти, которые финансируются по статьям бюджета «Национальная оборона» и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», вооружены и имеют военизированную структуру. К ним можно отнести Федеральную службу безопасности (ФСБ), Федеральную службу охраны (ФСО), Федеральную службу войск национальной гвардии (Росгвардию), Службу внешней разведки (СВР), Министерство внутренних дел (МВД), Министерство обороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС), Следственный комитет (СК), органы прокуратуры, Федеральную служба исполнения наказаний (ФСИН). Многие силовые структуры наделены правом оперативно-розыскной деятельности. У силовиков разных ведомств много общего: например, общая структура воинских званий и сравнительно раннее окончание службы – сотрудники Минобороны, МВД или МЧС могут выйти на пенсию с 45 лет. Соответственно, силовое лобби – это продвижение интересов силовых структур, в том числе, в парламенте.


Как мы искали лоббистов в Госдуме

Для того, чтобы определить силовых лоббистов в нижней палате парламента, мы проанализировали весь депутатский корпус Государственной Думы седьмого созыва на предмет вероятной принадлежности депутатов к той или иной группе лоббистов. Для этого мы изучили более 48 000 страниц открытых источников (сайты СМИ и органов государственной и муниципальной власти, официальные сайты Государственной Думы, личные сайты депутатов и их публичные страницы в социальных сетях, данные об их законотворческой деятельности, данные ЕГРЮЛ, связи с коммерческими и некоммерческими структурами, отраслевыми объединениями, с региональными и федеральными органами государственной власти, а также базу доноров депутатов на выборах в Государственную Думу 2016 года, собранную в рамках нашего предыдущего исследования) и определили два критерия, позволяющие нам отнести того или иного депутата к какому-либо виду лобби: их законотворческую деятельность и профессиональные (трудовые) отношения с силовыми структурами до избрания.

Одним из критериев, позволяющих отнести депутата к той или иной группе лоббистов, является его законотворческая деятельность. Для этого необходимо определить, автором каких законопроектов является депутат, какими темами занимается, какие законопроекты поддерживает в качестве инициатора, в чем суть этих законопроектов, и кто может быть выгодоприобретателем в результате успешного прохождения. Мы анализировали законотворческую деятельность за седьмой и предыдущие созывы Госдумы.

Помимо законодательной, депутаты также занимаются представительской деятельностью. Она включает общение с гражданами, депутатские командировки, написание депутатских запросов, организация и участие в публичных мероприятиях и др. Поэтому мы также оценивали трудовые отношения депутатов до избрания в Государственную Думу, анализировали, с какими объединениями, коммерческими или некоммерческими организациями, органами государственной и муниципальной власти они связаны, в какие экспертные советы или секции при комитетах Государственной Думы входят, какую позицию занимают, в каких публичных мероприятиях участвуют. Оценив эти факторы, мы можем судить о вероятной принадлежности депутата к тому или иному виду лобби.

Силовые лоббисты делятся на две группы: это депутаты, которые имеют «силовой» бэкграунд (то есть до избрания в Госдуму проходили службу в силовых органах или же находились на военной службе), и те, кто безусловно поддерживают «силовые» законопроекты. При этом депутаты из этой группы могут быть фронтменами какой-то узконаправленной темы – например, специализироваться на молодёжной политике или совершенствовании федеральной контрактной системы, – но при этом их авторство будет указано в большинстве законопроектов, выгодоприобретателями которых являются силовые структуры.


Подгруппы силового лобби

Группа силового лобби объединяет ряд ведомств и министерств. Поэтому можно оценить, какое из ведомств и министерств имеет наибольшее влияние в силовом корпусе Госдумы. Представители Прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ объединены в одну подгруппу, поскольку вносимые депутатами законопроекты касаются как прокуратуры, так и следственного комитета. Сложно выделить лоббистов Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, потому что депутаты вносят законопроекты как в интересах этой службы, так и в интересах других силовых структур. Поэтому депутаты, замеченные в продвижении интересов Росгвардии, входят в общую группу силового лобби. Сюда же включены депутаты, которые относятся к двум и более подгруппам силового лобби.

В нынешнем созыве Госдумы 86 депутатов (19,1% от общего числа парламентариев) принадлежит к силовому лобби.

Некоторых из них можно отнести к лобби конкретных ведомств, а не силовых структур в целом:

Минобороны
  • Николай Тимофеевич Антошкин
  • Ильдар Зинурович Бикбаев
  • Владимир Иванович Богодухов
  • Антон Александрович Гетта
  • Павел Сергеевич Дорохин
  • Сергей Александрович Жигарев
  • Алексей Александрович Журавлев
  • Виктор Михайлович Заварзин
  • Константин Федорович Затулин
  • Александр Николаевич Ищенко
  • Артем Александрович Кавинов
  • Юрий Викторович Кобзев
  • Андрей Леонидович Красов
  • Наталья Сергеевна Кувшинова
  • Алексей Вадимович Лященко
  • Роман Юрьевич Романенко
  • Дмитрий Вадимович Саблин
  • Владимир Ильич Синяговский
  • Игорь Валентинович Станкевич
  • Лариса Николаевна Тутова
  • Умахан Магомедгаджиевич Умаханов
  • Александр Иванович Фокин
  • Ринат Шамильевич Хайров
  • Алексей Алексеевич Хохлов
  • Михаил Сергеевич Шеремет
  • Лариса Кужугетовна Шойгу
ФСБ
  • Николай Николаевич Езерский
  • Михаил Васильевич Емельянов
  • Николай Дмитриевич Ковалев
  • Сергей Николаевич Коткин
  • Максим Георгиевич Кудрявцев
  • Олег Леонидович Лавров
  • Леонид Леонидович Левин
  • Андрей Константинович Луговой
  • Александр Александрович Максимов
  • Сергей Владимирович Маринин
  • Марина Алексеевна Мукабенова
  • Александр Петрович Петров
  • Зугара Ягануровна Рахматуллина
  • Шамсаил Юнусович Саралиев
  • Магомед Саламович Селимханов
  • Александр Сергеевич Старовойтов
  • Евгений Алексеевич Федоров
  • Николай Михайлович Харитонов
  • Рифат Габдулхакович Шайхутдинов
  • Александр Андреевич Ющенко
МВД
  • Рахим Азизбоевич Азимов
  • Николай Гаврилович Брыкин
  • Александр Сергеевич Грибов
  • Сергей Михайлович Миронов
  • Дмитрий Сергеевич Перминов
  • Николай Юрьевич Петрунин
  • Дмитрий Иванович Савельев
Прокуратура и СК
  • Эрнест Абдулович Валеев
  • Анатолий Борисович Выборный
  • Фарит Глюсович Ганиев
  • Ризван Даниялович Курбанов
  • Вячеслав Алексеевич Никонов
  • Виктор Витальевич Пинский
  • Василий Иванович Пискарев
  • Юрий Петрович Синельщиков

Росгвардия, ФСО, СВР, ФСИН и МЧС собственных лоббистов не имеют, но их интересы, вместе с интересами других силовиков, также продвигает силовое лобби.

По количеству депутатов наиболее влиятельными подгруппами силового лобби могут быть представители Министерства обороны России и Федеральной службы безопасности. Однако стоит обратить внимание на то, что профильный Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции возглавляет Василий Пискарев, который до избрания в Госдуму с 2012 по 2016 годы занимал должность первого заместителя председателя Следственного комитета. Василий Пискарев также является сопредседателем Комиссии Госдумы по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности. Первым заместителем председателя Комитета по безопасности является Эрнест Валеев, бывший заместитель генерального прокурора. Другой заместитель председателя комитета — Анатолий Выборный, служивший до 2003 года в Главной военной прокуратуре. Подгруппа лоббистов прокуратуры и СК численно меньше, но имеет формально большое влияние в профильном комитете Госдумы и в группе силового лобби в целом.

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть

Примеры законопроектов

Законопроект:

О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (о полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации в вопросах увековечения памяти погибших при защите Отечества) (№86624-7).

Развернуть

Суть:

Законопроектом предложено передать на региональный уровень полномочия по увековечению памяти погибших при защите Отечества, в том числе и в вопросах финансирования и организации работы.

Автор:

Лариса Николаевна Тутова

Выгодоприобретатель:

Сейчас такие работы проводит Министерство обороны РФ, используя средства своего бюджета. Оно и станет выгодоприобретателем законопроекта, поскольку в случае его прохождения освободится от дополнительных затратных обязанностей. Их будут нести субъекты РФ из региональных бюджетов.


Свернуть

Законопроект:

О внесении изменения в статью 36 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в части уточнения терминологии) (№202463-7)

Развернуть

Суть:

Авторы законопроекта предлагают устранить внутренние противоречия нормы в абз. 2 п. 3 ст. 36 ФЗ, поскольку в соответствии с абз. 1 п. 3 ст. 36 ФЗ «Военную службу по призыву граждане проходят в ВС РФ, органах государственной охраны и других войсках».

В этих целях в соответствии с п.1 ст. 2 ФЗ под другими войсками предложено понимать войска нацгвардии РФ. Таким образом, согласно действующей редакции нормы, в войска нацгвардии РФ для прохождения военной службы по призыву граждане направлять после укомплектования воинских должностей, замещаемых военнослужащими, проходящих военную службу по призыву в войсках нацгвардии РФ. Поэтому предлагается изменить норму таким образом, чтобы в воинские формирования (спасательные воинские формирования МЧС России, инженерно-технические и дорожно-строительные формирования) и в органы (ФСБ России, СВР России и др.) для прохождения военной службы по призыву граждане бы направлялись в соответствии с указом Президента РФ после укомплектования соответствующих воинских должностей в ВС РФ, войсках нацгвардии РФ и органах госохраны.

Автор:

Андрей Леонидович Красов

Выгодоприобретатель:

Войска национальной гвардии РФ, поскольку они будут приравнены к органам ВС РФ и ФСО и получат первостепенное право на укомплектование воинских должностей призывниками.


Свернуть

Законопроект:

О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», в статьи 8 и 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (в части уточнения порядка выдачи справок по операциям и счетам юридических и физических лиц должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность на основании судебного решения) (№ 297994-7).

Развернуть

Суть:

Законопроектом предложено закрепить права подразделений оперативно-розыскной деятельности (ОРД) на получение справок по операциям и счетам юрлиц и ИП, по операциям, счетам и вкладам физлиц в кредитных организациях по запросам руководителей органов ОРД, в которых указываются только наименование суда и дата решения о возможности получения таких справок. При этом законодательно закрепляется, что само судебное решение в кредитную организацию не предоставляется.

Авторы:

Эрнест Абдулович Валеев, Иван Иванович Квитка, Георгий Александрович Карлов.

Выгодоприобретатель:

Органы оперативно-розыскной деятельности смогут проще получать сведения, составляющие банковскую тайну. Согласно 13 ст. ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» дополнительное право получат МВД, ФСБ, ФСИН, ФСО, СВР и таможенные службы, а также оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны (частично).


Свернуть

Законопроект:

О внесении изменений в статьи 49 и 50 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и статьи 40 и 41 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» (в части предоставления жилья на период прохождения военной службы) (№231429-7)

Развернуть

Суть:

Законопроектом предлагается внести несколько изменений: работники военной прокуратуры будут получать жилье на безвозмездной основе (по крайней мере, новая редакция опускает слова о соответствующем перерасчете), вводится понятие «материально-технические средства», а также право военной прокуратуры и следственного комитета самостоятельно расходовать выделенные на них бюджетные ассигнования. Также было предложено вывести МВД из под ответственности предоставлять всё необходимое работникам военной прокуратуры, возложив эту обязанность на Росгвардию.

Авторы:

Владимир Иванович Богодухов, Эрнест Абдулович Валеев, Анатолий Борисович Выборный, Фарит Глюсович Ганиев, Виктор Михайлович Заварзин, Александр Венидиктович Коровников, Андрей Леонидович Красов, Василий Иванович Пискарев, Роман Юрьевич Романенко, Александр Васильевич Терентьев, Иван Михайлович Тетерин, Ринат Шамильевич Хайров, Алексей Алексеевич Хохлов, Владимир Анатольевич Шаманов, Юрий Николаевич Швыткин.

Выгодоприобретатели:

Сотрудники военной прокуратуры, поскольку им будет предоставлено жилье на безвозмездной основе вне зависимости от местоположения. Ранее жилье предоставляли только в закрытых городках и поселениях. Поскольку предлагаемое понятие «материально-технические средства» может значить что угодно (например, автомобили, средства связи, компьютеры и оргтехника), органы военной прокуратуры и следственного комитета смогут самостоятельно определять вид, количество и, соответственно, сумму затрат на их закупку за счет средств федерального бюджета.

Другим выгодоприобретателем является МВД, поскольку с него снимаются обязательства содержать жилье, предоставляемое на безвозмездной основе сотрудникам военной прокуратуры, за счет своих бюджетных средств, а также предоставлять «материально-технические средства» органам военной прокуратуры.


Свернуть

Законопроект:

О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования мер противодействия терроризму (об усилении ответственности за вовлечение в организацию и финансирование преступлений террористического характера) (№230595-7)

Развернуть

Суть:

Авторы законопроекта предлагают внести изменения в ст. 205-1 УК РФ «Содействие террористической деятельности», которые направлены на дифференциацию уголовной ответственности и усиление наказания за склонение, вербовку или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 УК РФ, вооружение или подготовку лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений, а равно финансирование терроризма, а также признать утратившей силу ч. 2 ст. 361 УК РФ об ответственности за финансирование акта международного терроризма или вовлечение в его совершение. Предлагается заменить существующее на сегодняшний день наказание в 5-10 лет тюрьмы пожизненным заключением.

Автор:

Адальби Люлевич Шхагошев

Выгодоприобретатель:

Федеральная служба безопасности и структуры, отвечающие за борьбу с терроризмом. Глава ФСБ Александр Бортников в 2015 году указывал на необходимость совместной работы с законодателями «в сторону ужесточения уголовной ответственности за участие в террористической деятельности». Увеличение сроков по террористическим статьям и введение новых статей сотрудники силовых ведомств считают необходимым в борьбе с терроризмом, поскольку это «поможет убрать нижние пороги наказания для членов незаконных вооруженных формирований, которые были задержаны силовиками, но которым, кроме участия в бандформированиях, предъявить нечего». Ведомственное лобби (лоббизм), или «лоббизм государственных органов власти», по мнению исследователя Павла Толстых, «может осуществляться с целью расширения политического влияния института (реализации политических амбиций его руководства), увеличения его бюджетного финансирования и т.д». Законопроект обоснован борьбой с вербовкой или иным вовлечением в экстремистскую и террористическую деятельность, расширяет инструментарий силовиков в антитеррористической деятельности и может считаться продолжением кампании по ужесточению законодательства в этом направлении.


Свернуть

Законопроект:

О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях закрепления полномочий прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением о принудительной госпитализации отдельных категорий граждан) (№ 229575-7)

Развернуть

Суть:

Законопроект предлагает закрепить права прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением о принудительной госпитализации отдельных категорий граждан (например, больных заразной формой туберкулеза, или недобровольная госпитализация гражданина в психиатрический стационар).

Авторы:

Эрнест Абдулович Валеев, Василий Иванович Пискарев, Иван Иванович Квитка, Георгий Александрович Карлов

Выгодоприобретатель:

Органы прокуратуры, поскольку законопроект расширяет полномочия прокуроров в части принудительного лечения, что ведет к усилению ведомства Сейчас такие иски могут подаваться только соответствующими медицинскими организациями, хотя и с привлечением прокурора.


Свернуть

Законопроект:

О внесении изменения в Федеральный конституционный закон «О военном положении» (о ведении территориальной обороны в период действия военного положения) (№ 154485-7)

Развернуть

Суть:

Предложено ввести новое понятие «Территориальная оборона» в статье 10-1 «Ведение территориальной обороны» в обеспечение принятия поправок в статью 22 ФЗ «Об обороне», которые возложили персональную ответственность на глав субъектов РФ и глав муниципалитетов за создание и ведение штабов территориальной обороны, за организацию и осуществление мероприятий по территориальной обороне на территории, где введено военное положение.

Авторы:

Владимир Анатольевич Шаманов, Андрей Леонидович Красов, Виктор Михайлович Заварзин, Иван Михайлович Тетерин

Выгодоприобретатель:

Министерство обороны РФ. Когда вводится военное положение, Непосредственная организация и руководство территориальной обороной возлагается на военный округ Министерства обороны. Территориальная оборона предполагает обязанность вести по сути хозяйственную и оборонительную деятельность, отвечать за функционирование транспорта, коммуникаций и связи, противостоять диверсионно-разведывательным формированиям иностранных государств и незаконным вооруженным формированиям на территории и т.д. С появлением статьи «Ведение территориальной обороны», которая ввела ответственность глав субъектов и глав муниципалитетов за создание штабов территориальной обороны, региональные и муниципальные власти встраиваются в структуру военного управления. Основная задача чиновников в этом случае — обеспечить надежную и непрерывную связь местных властей с военным командованием и организациями, которые занимаются мобилизацией населения. В статью 22 ФЗ «Об обороне» поправки внесены по инициативе Минобороны, в Государственной Думе законопроект представлял заместитель Министра обороны Николай Панков.


Свернуть

Законопроект:

О внесении изменений в статьи 1.1 и 5 Закона Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» (об уточнении льгот Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы в части предоставления земельных участков) (№98874-7)

Развернуть

Суть:

Авторы предлагают наделить Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы правом на бесплатное внеочередное предоставление в собственность или аренду земельных участков для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества. Кроме того, отказ от права на получение земельного участка в льготном порядке предложено исключить из перечня условий для получения ежемесячной денежной выплаты.

Авторы:

Андрей Леонидович Красов, Светлана Евгеньевна Савицкая, Владимир Иванович Богодухов, Павел Сергеевич Дорохин, Роман Юрьевич Романенко, Иван Михайлович Тетерин, Алексей Алексеевич Хохлов

Выгодоприобретатели:

Герои Советского Союза, Герои РФ и полные кавалеры ордена Славы, которые получат льготу вне зависимости от ежемесячных выплат, которые исключали предоставление земли. Согласно статистике исследователя и активиста патриотического интернет-проекта «Герои страны» Антона Бочарова, большинство награжденных Героев РФ представляют силовой корпус: участники боевых действий, борцы с терроризмом, сотрудники министерств, ведомств, разведслужб.


Свернуть

Законопроекты:

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (о федеральных государственных органах, осуществляющих пенсионное обеспечение военных прокуроров и следователей, а также устанавливающих требования к состоянию их здоровья) (№ 86582-7) и о внесении изменения в статью 47 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (о присвоении воинских званий в органах военной прокуратуры и военных следственных органах) (№ 144377-7)

Развернуть

Суть:

Предлагается включить Генеральную прокуратуру РФ и СК РФ в перечень органов, осуществляющих пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу в органах военной прокуратуры и военных следственных органов (№ 86582-7), а также в число органов, служба в которых и имеющееся специальное звание (классный чин прокурорского работника) учитываются при присвоении воинских званий при прохождении военной службы военнослужащими органов военной прокуратуры и военных следственных органов СК РФ (№ 144377-7).

Авторы:

Авторы законопроекта №86582-7 — Эрнест Абдулович Валеев, Василий Иванович Пискарев, Иван Иванович Квитка, Юрий Петрович Синельщиков, Роман Юрьевич Романенко

Авторы законопроекта №144377-7 — Эрнест Абдулович Валеев, Василий Иванович Пискарев

Выгодоприобретатель:

Генеральная прокуратура РФ, Следственный комитет РФ, военнослужащие органов военной прокуратуры и военных следственных органов, поскольку будут приравнены по льготам и субсидиями к военнослужащим.


Свернуть

Законопроект:

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения полномочий Росгвардии и МВД России) (№ 47698-7)

Развернуть

Суть:

Законопроектом предлагается наделить сотрудников войск Росгвардии полномочиями доставлять физических лиц в служебное помещение ОВД, органа Росгвардии или ОМС сельского поселения для составления протокола об административном правонарушении за неповиновение законному требованию сотрудника, мелкое хулиганство, нарушение порядка проведения митинга и т.п. Также законопроект дает право сотрудникам МВД принимать решение о допуске к управлению автомобилю, об осуществлении детективной деятельности, о производстве по административным правонарушениям.

Авторы:

Эрнест Абдулович Валеев, Василий Иванович Пискарев

Выгодоприобретатель:

Росгвардия и МВД, поскольку расширяются их полномочия, что ведет к усилению этих силовых ведомств.


Свернуть

Законопроект:

О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (направлен на устранение имеющихся пробелов в правовом регулировании вопросов материально-технического обеспечения прокурорских работников) (№7093-7)

Развернуть

Суть:

Предлагается устранить пробелы в вопросах материально-технического обеспечения прокуроров военной прокуратуры и военных следственных органов СК РФ. Ранее четкая регламентация порядка описания, ношения, выдачи форменного обмундирования и спецсредств в законе отсутствовала. Поэтому предложено наделить Генерального прокурора РФ полномочиями по определению перечня необходимых материально-технических средств, которые приобретаются в свою очередь за счет федерального бюджета.

Авторы:

Юрий Петрович Синельщиков, Эрнест Абдулович Валеев.

Выгодоприобретатели:

Органы прокуратуры и военной прокуратуры и следственные органы СК РФ; военнослужащие этих органов. Помимо наделения полномочиями по определению перечня необходимых материально-технических средств, предлагается наделить Генерального прокурора РФ полномочиями по определению описания форменного обмундирования и знаков различия, правил его ношения, хранения, выдачи, списания, а также выплат денежной компенсации взамен форменного обмундирования; полномочиями по определению порядка постоянного ношения и хранения прокурорами боевого оружия, специальных средств индивидуальной защиты. Ввиду широкой трактовки понятия «материально-технические средства» Генеральная прокуратура РФ сможет самостоятельно определять вид, количество и, соответственно, сумму затрат на их закупку за счет средств федерального бюджета.


Свернуть

Законопроект:

О патриотическом воспитании в Российской Федерации (№ 315234-7)

Развернуть

Суть:

Проект определяет цели, принципы, направления и задачи патриотического воспитания. Определяются понятия «патриотизм», «отечество», «патриотическое воспитание» и его направления. Авторы предлагают создать некую вертикаль, куда бы для реализации принципов патриотического воспитания с использованием единых методических материалов встраивались государственные, муниципальные органы власти, общественные и религиозные организации. Предполагается создание условий для сдачи нормативов ГТО и создание либо назначение органа, ответственного за реализацию государственной политики Российской Федерации в сфере патриотического воспитания. В законопроекте предлагается установить меры государственной поддержки на развитие патриотического воспитания в Российской Федерации в виде выделения грантов, предоставления имущественной и финансовой поддержки, а также льгот по уплате налогов и сборов организациям, которые осуществляют или будут осуществлять деятельность по патриотическому воспитанию. Из декларируемых принципов патриотического воспитания: формирование общероссийского национального самосознания и установок в отношении к личности, обществу и государству; потребности в ведении здорового образа жизни, традиционные семейные ценности, осознание необходимости исполнения долга перед Отечеством, подготовки к военной службе и т.д.

Авторы:

Виктор Петрович Водолацкий, Анатолий Борисович Выборный, Владимир Игоревич Афонский, Константин Михайлович Бахарев, Ильдар Зинурович Бикбаев, Виктор Ефимович Дерябкин, Антон Александрович Гетта, Заур Далхатович Геккиев, Виктор Владиславович Зубарев, Виктор Михайлович Заварзин, Николай Георгиевич Земцов, Ирек Хайдарович Зинуров, Александр Николаевич Ищенко, Артем Александрович Кавинов, Александр Александрович Карелин, Александр Викторович Каминский, Иван Иванович Квитка, Юрий Викторович Кобзев, Алексей Геннадьевич Кобилев, Андрей Леонидович Красов, Сергей Владимирович Кривоносов, Наталья Сергеевна Кувшинова, Анна Александровна Кувычко, Дмитрий Викторович Ламейкин, Василий Юрьевич Максимов, Леонид Анатольевич Огуль, Дмитрий Вадимович Саблин, Владимир Ильич Синяговский, Валентина Владимировна Терешкова, Лариса Николаевна Тутова, Артем Викторович Туров

Умахан Магомедгаджиевич Умаханов, Вячеслав Александрович Фетисов, Александр Иванович Фокин, Глеб Яковлевич Хор, Михаил Анатольевич Чернышев, Александр Михайлович Шолохов, Владимир Анатольевич Шаманов, Михаил Сергеевич Шеремет, Адальби Люлевич Шхагошев, Максим Иванович Щаблыкин, Артур Николаевич Чилингаров, Владислав Александрович Третьяк, Алексей Егорович Загребин, Игорь Вячевлавович Сапко, Виктор Борисович Кидяев, Андрей Константинович Исаев, Виктория Викторовна Николаева

Выгодоприобретатели:

Общественные организации, занимающиеся патриотическим воспитанием, поскольку в случае принятия законопроекта они получат дополнительное финансирование из федерального бюджета на проведение мероприятий по патриотическому воспитанию. А полномочный орган может стать оператором выделения государственной поддержки организациям, участвующим в реализации государственной политики в вопросе патриотического воспитания. Если говорить о некоммерческих организациях, которые могут стать объектами господдержки, то такой организацией может стать ДОССАФ. Организация позиционирует себя как оборонное общество, нацеленное на военно-патриотическое воспитание и предвоенную подготовку призывников, что совпадает с интересами Министерства обороны России. Наблюдательный совет организации ДОССАФ России возглавляет министр Сергей Шойгу. Первым заместителем Председателя Наблюдательного совета ДОСААФ России значится статс-секретарь, заместитель Шойгу в Минобороны Николай Панков. Структура организации насчитывает 81 региональных отделения, 10 882 первичных отделения и 1314 организации и учреждения. Приказом Минспорта России от 25 мая 2016 года №580 ДОСААФ России наделен правом оценки выполнения нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО). Баланс ДОСААФ России за 2016 год составил 2,4 млрд. руб., выручка — 65,4 млн руб., чистая прибыль — 189,7 млн руб. Оператором выделения государственной поддержки может стать Роскультцентр, преобразованный из Росвоенцентра, который до 2015 года осуществлял функции организационного сопровождения и головного исполнителя государственной программы «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации». До конца 2016 года Росвоенцентр возглавлял адмирал запаса Вячеслав Васильевич Фетисов.

Руководство ДОССАФ выступало за законодательное закрепление механизмов финансирования общественных организаций, участвующих в реализации программы воспитания патриотизма. Соавтором и идейным вдохновителем законопроекта «О патриотическом воспитании» является Депутат Госдумы Виктор Водолацкий. Депутат входит в Наблюдательный совет ДОССАФ, возглавляет общероссийскую общественную организацию по развитию казачества «Союз казаков-воинов России и зарубежья», сравнил Минобрнауки с «пятой колонной«. С критикой действий Министерства образовании и науки также выступил зампреда Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» Геннадий Шорохов, призывая учителей быть патриотами и воспитывать патриотов. Первым заместителем председателя, Председателем Центрального совета и президиума Центрального совета организации «Боевое братство» является депутат Госдумы Дмитрий Саблин. Он же возглавляет Патриотическую платформу «Единой России» и входит в число авторов законопроекта «О патриотическом воспитании». При Министерстве обороны создано движение Юнармия, основной целью которого является всестороннее развитие и патриотическое воспитание россиян от восьми лет. Среди учредителей движения Юнармия — Общероссийская общественная организация ветеранов Вооруженных Сил Российской Федерации, ДОСААФ России, депутаты Государственной Думы Артур Чилингаров и Валентина Терешкова, председатель Союза десантников России и Глава Московского городского отделения ВООВ «Боевое Братство» Валерий Востротин. Сергей Шойгу заявлял о необходимости патриотического воспитания молодого поколения страны.


Свернуть

Силовое лобби в Госдуме усиливается

Среди 86 депутатов силового лобби 24 избирались в Госдуму более двух раз, еще 29 — дважды (в 2011 и в 2016 году), а 33 избраны впервые.

Исходя из этого мы можем отметить последовательное усиление силового лобби в шестом и седьмом созывах Государственной Думы. Усиление силовиков находит свое отражение в распределении средств в статьях бюджета Российской Федерации. Достоверные данные об общем расходовании бюджетных средств на силовые структуры установить крайне затруднительно. Оценки специалистов разнятся. Часть расходов засекречена, её долю определить также представляется сложным. В 2016 году доля секретной части расходов доходила до 22%, по данным РБК. В бюджете на 2018 год долю таких расходов оценивали в 17,6%. Наряду со статьями «Национальная оборона» и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», расходы на силовые структуры заложены в статьях бюджета «Социальная политика» и «Национальная экономика». Например, в первую статью включаются расходы на пенсионное обеспечение, доплаты к пенсиям, различные компенсации и выплаты при увольнении со службы, оплата отдыха детей военнослужащих, а во вторую — на докапитализацию научных и научно-производственных учреждений, выполняющих оборонный заказ.

Мы сравнили расходы на силовые статьи бюджета «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» и «Национальная оборона» с 2008 по 2018 годы. Сравнивались расходы, отраженные в итоговых отчетах Министерства финансов России по каждому году. Для сравнения в произвольном порядке добавлены статьи расходов на образование и здравоохранение.

Сравнительная таблица бюджетов с 2008 по 2018 годы. Плановые цифры взяты из первой редакции законопроекта о федеральном бюджете РФ; исполнение бюджета по данным Министерства финансов России за 2006-2017 гг.

Как мы видим, расходы на силовые статьи бюджета стали резко расти с 2012 года (шестой созыв Государственной Думы был избран в декабре 2011 года). Эта тенденция сохраняется до сих пор.

Как правило, по факту исполнения бюджета цифры оказываются выше запланированных. Например, в 2016 году расходы на оборону выросли в 3,7 раза по сравнению с запланированными, а на безопасность — на 44,47 %; в 2017-м — в 2,8 раз на оборону и на 50,9 % — на безопасность. По таким статьям как «Образование» или «Здравоохранение» также наблюдается рост расходов по итогу исполнения бюджета, однако не столь значительный: за рассматриваемый период он составляет обычно 3–6%, самый высокий показатель — в 2017 году расходы по статье «Здравоохранение» выросли на 16,1%. При этом еще в 2015 году британское отделение Transparency International отмечало закрытость и непрозрачность российского оборонного бюджета, а в 2017 году в исследовании коррупционных рисков в Минобороны мы подсчитали, что публичной является всего треть всех расходов на оборону, а содержательно анализировать можно в лучшем случае пятую их часть.


Выводы и рекомендации

1

Зачастую депутаты Государственной Думы, получив мандат от избирателей, лоббируют интересы различных финансово-промышленных групп или определенных групп влияния — в данном случае, вполне конкретных силовых ведомств и министерств. Имея значительное представительство в Государственной Думе, силовики оказывают существенное влияние на формирование и исполнение бюджета. К примеру, за последние два года расходы по силовым статьям бюджета превысили расходы на здравоохранение в 11 раз. Уже имея ряд привилегий (ранний выхода на пенсию, субсидии на покупку жилья, бесплатное санаторно-курортного лечение и медицинские услуги для себя и членов своих семей и проч.), силовики оказывают влияние на законодательный процесс, чтобы увеличить социальную поддержку от государства.

2

Отсутствие нормативно-правовой базы для продвижения частных и корпоративных интересов в органах власти формирует объективные предпосылки для возникновения коррупции.

3

Аффилированность и связи публичных лиц с частным бизнесом или органами государственной власти, их встречи часто ставят под сомнение беспристрастность принятия решений публичными лицами.


Поэтому «Трансперенси Интернешнл – Россия» призывает Федеральное собрание России проработать вопрос регулирования лоббистских практик в российском законодательстве. Нормативное регулирование лоббизма повысит доверие к институту парламентаризма и поможет вывести российских парламентариев из кризиса доверия. Также разработка нормативной базы для регулирования лоббистских практик позволит снизить коррупционный потенциал законотворческого процесса.

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть

Читайте также

  • info@transparency.org.ru
  • +7 (495) 915-00-19
  • 107031, Москва, Рождественский бульвар, дом 10/7, стр. 1, пом. I

АНО "Центр "Трансперенси Интернешнл-Р" внесена Министерством юстиции РФ в реестр "некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента"